banner_e_learning.png
Фокус-группа – групповое интервью, проводимое специально подготовленным ведущим (модератором) по заранее разработанному сценарию в форме дискуссии, сфокусированное на исследуемом вопросе (товаре, услуге, рекламе) и направленное на определение отношения участников группы к товару, услуге или рекламе, выявления мотивации потребителей.
 
Фокус-группа проводится в специально оборудованном помещении которое состоит из двух комнат, отделенных друг от друга одностронним зеркалом.
 
Количество участников фокус-группы составляет от 6 до 12 человек, наиболее "типичных" с точки зрения исследуемого вопроса,однородные по демографическим и социально-экономическим характеристикам, однородные по частоте и объему потребления определенных товаров или услуг, проявляющих интерес к рассматриваемому вопросу. Считается, что меньшее число респондентов не позволяет в полной мере использовать все возможности метода, делая обсуждение проблемы скучным, а полученную информацию - неполной и однообразной. Большее число лиц, включенных в дискуссию, затрудняет модератору управление группой и не дает возможности в равной степени высказаться всем желающим.
 
Продолжительность проведения фокус-группы от 1,5 до 3 часов.
 
Общее число фокус-групп, которое необходимо провести, зависит от исследовательских задач и от степени дифференциации целевых групп.Обычно в рамках исследования проводится от 2 до 6 групп. Фокус-группы проводит квалифицированный специалист - психолог, задача которого - понять истинное отношение участников фокус-группы к обсуждаемым вопросам.
 
После завершения обсуждения аудио- и видеозаписи анализируются и составляется отчет (устный или письменный). Главной его задачей является выделение основных идей и направлений дискуссии и систематизация разрозненных высказываний с учетом поведения участников, последовательности ответов и динамики мнений.
 
При грамотном использовании фокус-группы используются для решения следующих задач:
 
  • генерация новых идей (при разработки новых товаров или услуг, упаковки, рекламы и т.д.);
  • изучение разговорного словаря потребителей и особенностей их восприятия (для разработки анкет, текста рекламы);
  • изучение отношения потребителей к товарам, торговым маркам, производителям;
  • разработке коммуникативной стратегии, позиционировании товара или услуги;
  • определение «проблемных» зон продукта/услуги или брэнда:выявление недостатков уже существующих на рынке продуктов в сознании потребителей;
  • поиск незанятых ниш и разработка нового продукта;
  • формулирование предложений по изменению и улучшению отдельных характеристик товара или услуги;
  • определение имиджа компании для потребителя, ее сильные и слабые стороны;
  • определение портрета и особенностей поведения потребителей;
  • выявление моделей потребления продукта/услуги, привычек и мотиваций потребителей, их отношения к изучаемой проблеме или продукту, а также определение типов потребительского поведения;
  • тестирование новых товаров (свойства, название, дизайн, упаковка, слоган и т. д.);
  • тестирование рекламных материалов;
  • определение реакции покупателей на рекламу или PR – акцию.
 
Минусы фокус-групп.
 
Практически все интересные или успешные вещи появляются на свет без участия фокус-групп, так как инновационные продукты с точки зрения сегодняшнего опыта могут не найти должного применения. В таких сдучаях фокус-группа может вообще задушить творческое начало разработчиков.

А нужны ли вообще тесты на фокус-группах?