Hall-тест. Практика проведения.

banner_e_learning.png
В этой статье будут по возможности максимально освещена практика проведения тестирования продуктов с использованием Hall-тестов, выбор аудитории и технические вопросы, сроки и оценка результатов.
 
Споры о том, к какой группе методов относить тестирование продуктов, не утихают. Нам кажется, что оптимальным будет рассматривать это тестирование как симбиоз качественных и количественных методов. Чем это удобно? Тем, что мы в итоге получаем информацию не только о качестве продукта, но и определенные количественные показатели относительно его востребования и потребления. Заметим, что тестирование продуктов учитывает обязательный психологический фактор качественной оценки. Но вариации восприятия находятся в меньших пределах, чем вариации покупательского поведения. То есть, даже проводя тестирование на небольших выборках можно оценивать поведение покупателя и его особенности.
 
Тестирование можно проводить по двум видам тестов Hall и Home-тесты. Hall-тест, безусловно представляет сбой мощное орудие исследование, к тому же дешевое и быстрое. В нем заложены возможности наблюдения за исследованием, здесь можно применить более сложную методику, которая позволит оценить действие рекламы. Hall-тесты позволяют оценить привлекательность крупных образцов, максимально реалистично воспроизвести ситуацию покупки. И тем не менее, такой замечательный тест не может быть использован для абсолютно всех товаров. Назовем основные ситуации, где применение Hall-теста не может дать качественных результатов.
 
  1. Есть группа потребителей, которая из-за определенных жизненных ситуаций вообще не появляется на улице, или появляется крайне редко: те же инвалиды, домоседы, любители посвящать свое свободное время определенному занятию, но никак не хождению по улицам. И значит, Hall-тест, что называется, не достанет эту социальную группу. 
  2. Проведение тестирование должно обязательно учитывать репрезентативность. Если вам это очень важно, вы понимаете, что далеко не все, встречаемые вами на улицах, являются представителями вашей целевой аудитории. Использование телефона в подобной ситуации затратно и малоэффективно.
  3. Иногда вам необходимо провести сравнительный анализ нового продукта с тем, который обычно используется покупателем.
  4. Очень важно при тестировании продукта учитывать и знать его практическое использование в обстановке самого потребителя. Насколько удобно его использование в домашних условиях, начиная от вскрытия упаковки, хранения в домашнем холодильнике и утилизации упаковочных материалов.
  5. Hall-тест при всех его достоинствах все же предполагает оценку продуктов с длительным сроком потребления, например, подсолнечные масла, соусы и майонезы, средства для уборки и мытья.
  6. Hall-тест вряд ли этично будет использовать для оценки таких товаров, как предметы личной гигиены, туалетная бумага и подобное.
 
Определение объема выборки
 
Объем выборки для тестирования зависит от нескольких определяющих факторов. Во-первых, выборка и ее объем зависят от количества образцов: чем больше последних вы собираетесь тестировать, тем больше должна быть и выборка. Один из важнейших показателей - количество респондентов, пробующих первый раз новый продукт. Считается, что для реальной оценки необходимо от 150 до 300 человек. Но на практике подобная выборка ограничивается обычно группой в 50 человек.
 
При проведении сравнительного тестирования двух образцов, количество человек должно быть больше, и чем меньше разница между образцами, тем больше количество пробующих. Только тогда реально получить объективные отличия. Заметим, что задачи обоих тестов, Hall и Home - не презентовать продукт, а именно сравнить его с другим продуктом. При этом крайне важно получить отношение к продукту разных социальных групп. Если отбираемая группа учитывает этот фактор, в итоге мы получаем не только качественные показатели, но и количественные. Как правило, группа формируется с приблизительно одинаковым соотношений мужчин и женщин, молодых и пожилых.
 
Несколько слов о техническом обеспечении Hall-тестов
 
Для раздробления большого помещения на зоны тестирования оптимально использовать легкие ширмы. Это обеспечит удобство в тех случаях, когда от тестируемого необходимо скрыть на определенное время тот или иной продукт, с помощью ширм можно создать особую комнату для проведения опроса - это очень удобно для интервьюера и для самого респондента. К тому же легкие шторы с подобранным рисунком помогут создать общее настроение в точке тестирования.
 
Обязательное наличие одноразовой посуды нужно увеличивать как минимум процентов на двадцать. Не допускайте тестирование продуктов, которые поставлены заказчиком в упаковке по нескольку единиц - каждый тестируемый образец должен быть запакован строго индивидуально. Это продиктовано вполне понятными этическими и гигиеническими нормами. Даже если вы предложите респонденту взять чистой одноразовой вилкой какой-либо продукт из общего блюда и тут же попробовать его - это может вызвать не самые лучшие эмоции: а если кто-то своей вилкой брал из этого блюда не один и не два раза?
 
Сколько ожидать результат?
 
И для Hall-теста и для Home-теста срок обработки анкет приблизительно одинаковый. Но что касается непосредственно проведения тестирования, то разница очевидна. На проведение Hall-теста могут повлиять некоторые внешние причины - скажем, праздник в городе, и тогда реально за один день опросить до полутысячи человек, закончив тестирование за 1-2 дня.
 
Но обычный режим работы - 100 человек в день. Срок проведения зависит и от выбора целевой аудитории - некоторые возрастные квоты с определенным социальным статусом приходится набирать за несколько дней.
 
Проведение Home-теста, безусловно, будет больше по сроком. Во-первых, из-за финансовых соображений ограничивается число интервьюеров, во-вторых, мы по условиям теста оставляем человеку продукт на некоторое время для использования. Поэтому для получения качественного результата тестирования необходимо ориентироваться на 3 и более недели.
 
Источник: http://proresearch.ru/