Оценка значимости стимулов корпоративных систем мотивации (на основе методики Н. Кано)

banner_e_learning.png
Что в действительности влияет на производительность труда ваших сотрудников? 
Как определить, в какой степени важны для ваших сотрудников статус, деньги, корпоративная культура или беспроцентный корпоративный кредит? 
Что (какие аспекты системы мотивации) могут подсознательно вызвать раздражение у одних сотрудников и стимулы к работе у других? 
Что в вашей системе мотивации позитивно удивляет, но не мотивирует сотрудников? Какими из стимулов ваши сотрудники будут только довольны?
 
Оценка факторов корпоративной мотивации
 
Модель Нориаки Кано (профессора из Токио) относится к методам взаимосвязанного анализа и разработана для оценки альтернативных вариантов продукта. Она позволяет выявить отношение конкретного человека к тому или иному явлению, предмету, событию.
 
Дело в том, что большинство людей, на вопросы, касающиеся их личных предпочтений или интересов, склонны ответить не то, что они в действительности думают, а то, как бы это выглядело правильно.
 
Если спросить любого из сотрудников российской компании, что мотивирует его лучше работать, то уже этот вопрос ставит в затруднительное положение этого сотрудника.
 
Модель Кано позволяет выделить предпочтения людей к тому или иному стимулу (мотиву) на основе ответов на специальные вопросы, имеющие позитивную и негативную формулировку. Конструкция вопросов позволяет избежать субъективизма респондентов. Это особенно важно для таких стран, как Россия, в которых в силу тех или иных исторических причин люди боятся высказываться искренне и пытаются найти «правильный» ответ.
 
Метод Кано позволяет выделить три существенных характеристики (параметра), определяющие отношения человека к мотивации:
 
Одномерные характеристики (satisfaction factors) – человек удовлетворен, когда такие характеристики существуют и неудовлетворен, когда такие характеристики отсутствуют. Чем больше этих характеристик, тем лучше. Одномерные характеристики определяют мотивы, ради которых человек согласен работать больше.

Привлекательные характеристики (delighters) – человек доволен, когда такие характеристики существуют, но и считает приемлемым, когда они отсутствуют. Такие качества позитивно удивляют, но не мотивируют. 
Безусловные характеристики (must bees) – человек принимает как должное, когда такие характеристики существуют, и полностью неудовлетворен, когда такие характеристики отсутствуют. Отсутствие их вызывает порой скрытое недовольство и раздражение, но наличие их не мотивирует больше и лучше работать. 

Перечисленные выше характеристики являются ключевыми с точки зрения исследователя. Помимо них методика Н.Кано позволяет выявить: противоречивые, скептические, безразличные и иные характеристики такого явления как мотивация.
 
На нижеприведенном рисунке изображены три основных типа характеристик Кано в двумерном пространстве.

model_kano.gif

Использование методики Кано позволяет описать так называемый «мотивационный профиль» каждого сотрудника, понять систему стимулов, с помощью которой можно влиять на его поведение на работе. Другими словами, для менеджера это означает, что он владеет ключевыми характеристиками влияния на подчиненного с целью увеличения производительности его работы.

Источник: http://ateh.ru